Искусство управленческой деятельности и лидерство

Более поздние исследования в области лидерства показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные, ситуативные факторы: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, информация и др.. Кроме того, эффективного руководителя-ли-дера от других отличает определенная система качеств: творческая одаренность, высокий уровень интеллекта, харизматичность, инициативность, уверенность в своих силах и др.. М. Д. Виноградский отмечает, что лидерские качества руководителя, как выразителя и защитника интересов членов коллектива, требуют в первую очередь умелого сочетания в своей работе собственных и коллективных интересов. Он должен способствовать творческому росту подчиненных, создавая для этого соответствующие условия, хорошо знать мотивационную структуру работников, быть психологом человеческой души [4, с. 60].

К сожалению, несмотря на предварительную обработку, исследователи сферы лидерства пришли к общему мнению относительно набора качеств, обязательно присущих эффективному руководителю. Действительно, в разных ситуациях менеджеры проявляют разные личные качества. Более того, человек не способен стать эффективным руководителем только потому, что она обладает некоторым набором личных качеств. Этот вывод последних исследований ученых-бихевиористов часто приводится как доказательство того, что эффективность руководства имеет ситуационный характер. То есть, в разных производственных ситуациях требуются различные способности и качества, а, следовательно, менеджер должен обладать творческим адаптивностью и иметь систему автодидактичних способностей. При этом, структура личных качеств руководителя должна варьироваться и соотноситься с личными качествами и деятельностью его подчиненных.

Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств в последнее время усилилось и это подтолкнуло ученых к изучению проблемы лидерства, сосредоточив свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческим подходом, эффективность лидера определяется не личными качествами руководителя, а манерой поведения в отношении подчиненных. Поведенческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации. Однако основной недостаток этого подхода состоит в предположении, что должен существовать один оптимальный стиль руководства. Однако, многочисленные результаты исследований ученых-бихевиористов подтверждают, что не может существовать одного «оптимального» стиля руководства. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в современных условиях оптимальный стиль лидерства изменчивый, который творчески используется в зависимости от конкретной ситуации и применяет множество методов и форм воздействия на подчиненных [3, с. 244]. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Факторы, определяющие возможность стать лидером следующие: умение пользоваться властными полномочиями, профессиональная компетентность, организаторские способности, высокие нравственные качества, харизматическое влияние и другие качества и возможности. Особенно важной составляющей психологической структуры личности лидера является способность рационально использовать предоставленную власть. Власть - это возможность влиять на коллектив, положение и поведение отдельных личностей благодаря предоставленным высшим руководством официальных полномочий. Форм власти много, но наличие реальной власти зависит не только от формальных полномочий, определенных должностью, а и от личного авторитета руководителя. Авторитет - это форма власти, которая основана на общем признании, заслуженном доверии у членов коллектива (группы). Он напрямую связан с взаимоотношениями руководителя и подчиненных. Авторитет создает сам человек, является продуктом ее повседневной деятельности и базируется прежде всего на умении пользоваться властью. Как отмечал В. А. Сухомлинский: «Любого из нас должна беспокоить мысль о проблеме власти человека над человеком, власти старшего над младшим. Власть - наиболее общий, всеобъемлющий и одновременно острый, тонкий, хрупкий и опасное средство. Это инструмент, которым можно сделать безболезненную операцию, но можно и сильно раскроить нежную ткань человеческой души. Этот инструмент очень необходимый и одновременно опасный »[9].


Другие статьи по теме:

- Регистрация сайта в каталогах
- Школы развития менеджмента и их характеристика
- Проблема законодательного обеспечения гендерного равенства
- Инновационный менеджмент. Профессиональные требования к инновационному менеджеру.
- Суть финансового менеджмента

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):