Искусство управленческой деятельности и лидерство
Одной из главных проблем формирования творческих способностей современных менеджеров является развитие их лидерских качеств и осведомленности в искусстве управления. При этом очевидно, что эта проблема получает три четко выраженные направления развития: 1) обучение руководителей-практиков, 2) подготовка резерва кадров, 3) управленческая подготовка творческих личностей, которые по своим генетическим качествам способны к эффективной управленческой деятельности и имеют склонность к ней. Именно из творчески одаренных специалистов можно сформировать крайне нужен Украине корпус профессиональных руководителей-лидеров, менеджеров производственной сферы. Примером могут служить многочисленные исследования проблем управления и лидерства [1, 2, 5, 6, 10, 11, 12].
Обычно лидером считают менеджера, который способен эффективно влиять на других и с которым желает сотрудничать большая часть коллектива. Лидерские качества определяются не только склонностью личности к управленческой деятельности. Например, А. Баева в своих исследованиях отмечает, что типологические особенности темперамента лидера определяются такими особенными чертами как желание риска, умение фиксировать свое внимание и управлять собственным поведением на основе процессов саморегуляции и самоконтроля. Такие реакции в основном обусловлены генетически, то есть человек уже рождается с предрасположенностью к эмоциональной, бурной реакции на окружающую среду, что сохраняется на протяжении всей жизни [2, с. 67].
Несмотря на этот аспект лидерства, считаем, что личность настоящего лидера можно сформировать в соответствующем образовательно-профессиональной среде. Однако реализация лидерских способностей на практике невозможна без творческого проявления способностей в управлении. Здесь искусство управленческой деятельности воплощается в импровизации, основанной на лидерских и профессиональных умениях и навыках. Лидерство и искусство, как категории современного менеджмента тождественны философским категориям «форма» и «содержание». Как форма не может существовать без реального содержательного наполнения, так же и настоящее лидерство не может существовать без художественных задатков в управлении.
Наука и искусство основаны на общности гносеологических основ. В широком смысле понятие «искусство» является одной из форм общественного сознания, составляющей духовной культуры человечества, специфическим видом практического и духовного освоения мира. Оно трактуется как процесс познания, осмысления, интерпретации окружающего мира в определенных формах. Его ассоциируют с любым видом практической деятельности, которая осуществляется умело, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле. Различные виды искусства имеют многовековую историю. В частности ораторское и военное искусство отражают творческую деятельность, приближенная к управлению. О необходимости тесной связи между наукой и искусством писали такие всемирно известные мыслители, как Луций Сенека, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, военный теоретик Карл фон Клаузевиц и др.. Американский ученый Сальфранк подчеркивал, что управление является искусством, к тому же большим искусством. Дело в том, что для управления недостаточно предвидения и осознания. Нужны еще знания, и подобно тому как художник должен изучать законы излучения света и сочетание цветов, администратор должен досконально познавать характер материала, над которым он работает. По мнению ученого, управления называют искусством именно потому, что оно основывается не только на грубом эмпиризме, но и на достижениях науки.
Другие статьи по теме:
- Уровень качества и параметры качества.- Как раскрутить сайт с помощью clicksia.com
- Научно-техническая революция и научно-технический прогресс
- Работа для школьников в vns-sc.ru
- Функции финансового менеджмента