Школы развития менеджмента и их характеристика
Конец ХIХ - начало ХХ в. характеризуется крупными сдвигами, обусловленными научно-техническим прогрессом. Появились гигантские предприятия, на которых работали тысячи людей. Нужно было координировать и контролировать их деятельность, обеспечивать высокое качество их работы. Старая система управления, которая использовала в основном эмпирические достояния, с этой задачей не справлялась. Особенно ощутимой несоответствие старой практике и новым условиям была на американских предприятиях, которые бурно развивались. Именно на этих предприятиях и были начаты эксперименты, цель которых заключалась в изучении влияния различных факторов и условий труда на его производительность.
Результаты экспериментов, которые проводили независимо друг от друга Ф. Тейлор, Г. Гант, Ф. и Л. Гилбреты, Г. Эмерсон и др.. позволили сформулировать основные положения школы научного управления, которая относится к классическому направлению в менеджменте. Основоположником этой школы (ее еще называют "рационалистической") по праву считается Ф. Тейлор.
Пройдя за восемь лет путь от простого рабочего до главного инженера сталелитейной компании, он особое внимание уделял вопросам нормирования труда, организации рабочих мест и анализа трудовых движений на основе усовершенствованной методики учета затрат рабочего времени.
В его работах содержатся конкретные рекомендации по улучшению использования труда рабочих и средств производства, введение четкого регламента и стандартов на средства труда, инструменты, рабочие операции и движения, четкого учета рабочего времени, использования дифференцированной оплаты труда и тому подобное. Благодаря его исследованиям производительность труда на заводах компании Bethlehem Steel выросла в 3,5-4 раза, заработная плата - на 60%, причем не за счет интенсификации труда, а благодаря рациональной ее организации. Свои взгляды на управление, касавшиеся нормирования и стимулирования труда и роли менеджеров он обобщил в книгах "Управление предприятием" (1903) и "Принципы научного управления" (1911р.).
Ф. Тейлор рекомендовал придерживаться таких принципов управления: 1) научный подход к изучению каждой задачи, 2) кропотливый подбор работников и обучение их рациональным методам выполнения работы, 3) обеспечение рабочих мест всем необходимым для выполнения работы; 4) стимулирование выполнения производственных задач.
Ф. Тейлор пропагандировал активное управление производством, суть которого видел в том, чтобы работа каждого исполнителя планировалась руководителем заранее. Умение ставить и реализовывать цели Ф. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это наилучшим и самым дешевым способом.
Другие статьи по теме:
- Менеджмент как наука, практика и искусство.- Заработок для школьников на привлечении рефералов в САР
- Корпоратив в Геликоне
- Учет заготовления материальных ценностей.
- Инновационный менеджмент. Профессиональные требования к инновационному менеджеру.