Причины возникновения и существования монополий.

В конце XIX в. рынок едва ли не впервые за многовековую историю своего существования и развития столкнулся с серьезными проблемами. Именно в то время возникла достаточно реальна угроза функционирования того атрибута, существование которого было просто необходимым для существования самого рынка - конкуренции. На ее пути возникли весомые и существенные препятствия в виде монополистических образований.

История монополия высчитываются тысячами лет и восходит к глубокой древности. Еще выдающийся древнегреческий философ Аристотель упоминал о ней, относя ее к "искусству наживать имущество". Он отмечал, что "выгодно в смысле стяжание имущества, если кто сумеет захватить любую монополию".

Английский философ Томас Гоббс описывал монополии, созданные еще феодальным государством для зарубежной торговли. Он их называет корпорациями, отмечая, что "целью подобной корпорации является увеличение прибылей путем монопольного права купли и продажи как дома, так и за рубежом".

Однако в обоих этих случаях появление монополий связывалась с накоплением богатства, доходов, а средством достижения этого считалось господствующее положение на рынке.

Вообще монополистические тенденции в разных формах и с разной силой проявлялись на всех этапах развития рыночного общества (с IV тысячелетия до н.э. до последней трети XIX в.), Однако господствующими они становятся лишь в конце XIX в. Именно в это время (а особенно во время экономического кризиса 1873 г.) началась их новейшая история. Взаимосвязанность этих двух явлений - кризисов и монополий - показывает одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм уберечься от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно тогдашняя экономическая литература давала достаточно остроумную и меткое название монополиям: "дети кризисов". Что же представляют собой разнообразные монополистические образования? В узком понимании монополия означает исключительное право на владение чем-либо на осуществление каких мер. В экономической теории под монополией понимают крупное предприятие, фирму или объединение (союз), концентрирующие значительную часть производства и сбыта определенного вида продукции, господствуя на рынке с целью получения монопольной прибыли. Благодаря этому такие предприятия занимают доминирующее положение на рынке, приобретают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных для себя цен и, как результат, получают более высокие (монопольные) прибыли. Итак, наиболее определяющим критерием монопольного образования является господство на рынке (однако здесь следует обратить внимание: как для контроля над акционерным обществом необходимо сосредоточить в одних руках 20, а иногда и 10% акций, и этого будет достаточно, так и для господства на рынке одном крупному предприятию будет достаточным производить 10-20% продукции. В мировой же практике монополией считается сосредоточение в одних руках 30% рынка). Такое доминирование позволяет предпринимателю самостоятельно, либо вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.


Другие статьи по теме:

- Французский меркантилизм
- Социально-экономические последствия инфляции.
- Сравнительный разбор кейнсианской и монетаристского толкование инфляции
- Социально-экономическая категория "трудовой рынок"
- Передпланови исследования и обоснования

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):