Понятие и признаки олигополистических рынков

Олигополия принадлежит к рыночным структурам, которые являются максимально распространенными в современной экономике. Она занимает промежуточное положение м/у совершенной конкуренцией и монополией, при этом есть более близко к монополии.

Олигополия - отрасль, в которой большая часть продаж производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену собственными действиями. Олигополия есть, когда количество компаний в отрасли так мало, что каждая из них в определении собственной ценовой политики обязана принимать во внимание реакцию с позиции конкурентов. (2). Как правило на олигополистических рынках господствует от 2-х до десяти компаний, на которые приходится 1/2 и более общих продаж продукта.

Олигополистический рынок характеризуется определенными признаками.

В первую очередь, число компаний на нем незначительна, однако каждая из них имеет внушительные размеры и значительную долю рынка, а вместе они производят всю или подавляющую часть конкретных товаров.

Во-вторых, товар на этом рынке может оказаться как стандартизованный (к примеру, нефть, металлы, оснащение), так и дифференцированный (автомобили, компьютеры, телевизоры). В зависимости от типа продукции различают 2 вида олигополии: чистую и дифференцированную. К первому типу относятся компании, производящие однородный товар, а во II-й - производители дифференцированной продукции.

В-третьих, существуют солидные препятствия для вступления в подобных рынков. Одним из подобных барьеров является эффект масштаба производства. С совершенствованием техники и технологии значительно растет подходящий размер производства, что делает неприбыльным существование подавляющей части компаний на рынке. Также первоначальные затраты для создания новой компании подобные, что они по силам только ограниченному количеству компаний. Важным препятствием является патентования и лицензирования техники и технологий, и крупные затраты на рекламу, без которой войти на рынок почти нереально. В этом направлении действует и подобный фактор, как контроль над стратегическим сырьем и другими видами ресурсов. Барьеры для вхождения в рынок создаются и слиянием компаний. Объединение 2-х или более конкурентных компаний может значительно приумножить их долю на рынке, что не позволит созданному новому производителю достичь значительного эффекта масштаба производства. Термин "олигополия" характеризует рынок, на коем доминируют несколько конкурентов. В олигополии довольно нередко происходят заговоры и образования картелей м/у доминирующими фирмами. (8).


Другие статьи по теме:

- Суть финансового менеджмента
- Черный список
- Работа для школьников в САР
- Аналитические обзоры
- Коммуникативный процесс в организации

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):