ПОНЯТИЕ РЫНКА

С древних времен рынок определяли как место (рыночную площадь), где осуществляется покупка или продажа товаров. Вот почему у многих слово «рынок» ассоциируется с базаром - местом обмена произведенных благ. Это правильно лишь отчасти. Рынок - понятие более широкое и емкое. Это и магазины, универмаги, универсамы, разные палатки, где продаются продукты питания, одежда, обувь, товары ежедневного потребления. Есть рынки, на которых продаются и покупаются ценные бумаги (акции, облигации). Это фондовые биржи. На товарных биржах, где предлагаются товары (зерно, сахар, цемент) по стандартным качественным показателям, покупатели и продавцы вступают в конкретные отношения. Два участника или больше берут на себя юридические обязательства, которыми определяются их действия и ответственность. Эти и прочие отношения между продавцами и покупателями по поводу существующих и потенциальных товаров образуют рынки. Как явление хозяйственной жизни рынок появился много сотен лет назад как следствие естественно-исторического развития производства и обмена, которые породили товарное ведения хозяйства. Происходило это через развитие общественного разделения труда, появление экономически самостоятельных, юридически независимых субъектов и переход от натурального производства к прямому продуктообмена, а потом и к товарному обмену и рынку.

В современном развитом обществе, где, с одной стороны, неуклонно растет количество товаров, покупателей и продавцов, а с другой - развиваются средства связи, покупка-продажа может осуществляться за к-156

'Мощью телефону, почте и другими современными средствами связи. Для этого не нужен непосредственный контакт субъектов рыночных отношений, а значит, место для их встречи. Исходя из этого, можно сделать такой вывод.

Рынок - это обмен, осуществляемый по законам товарного производства и обращения.

Однако, когда речь идет о рынке как сферу обмена, следует иметь в виду, что это не просто сфера обмена (он может происходить и в не-рыночной форме - например, бартера), а такая сфера, в которой обмен товаров осуществляется по общественной оценке , что находит свое отражение в цене.

Иначе говоря, сбалансирование актов купли-продажи должен достигаться с помощью цен. Это положение имеет чрезвычайно важное значение, так как только рынок выполняет роль механизма, через который достигается равновесие спроса и предложения.

Как видим, рынок - это механизм координации разнообразной деятельности людей через систему цен. Возникает вопрос: как же действует рыночный механизм, чем производители, которых тысячи и миллионы, производят одежду, обувь, продукты питания, автомобили, телевизоры, станки, книги, воссоздающие экономический порядок, а не хаос, анархию?

Рассмотрим, как функционирует рынок, который никто не создавал (рис. 1).

Рынок способствует решению трех основных экономических задач: что, как и для кого производить.

1. Что производить, какие товары, услуги, определяют не парламент или правительство, а покупатели и продавцы. Первые платят деньги за определенные товары, которые представлены на рынке, а вторые производят те товары, которые имеют сбыт и приносят прибыль. Ведь, если нет спроса на некий товар, то на его производство будут потрачены материалы, сырье, орудия труда, рабочая сила, а следовательно, и фирма или производитель иметь убытки. Ясно и то, что покупатель заплатит за определенный товар цену, которая его устраивает, а продавец отдаст свой товар за сумму, которая принесет ему выгоду. Следовательно, главную роль в решении вопроса, что производить, в рыночном механизме принадлежит цене.


Другие статьи по теме:

- Механизм функционирования современного рынка усилий
- Аукцион прекращает работу
- Пользователи САР
- Как работает программа roll в empar.travel
- КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОК

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):