Инструменты денежной и фискальной политики по регулированию инфляционных процессов

Операции на открытом рынке - максимально важный способ, с позиции регулирования предложения денег. Суть этого способа заключается в купле-продаже Национальным банком правительственных ценных бумаг на открытом рынке. В ходе купли-продажи таких бумаг Национальный банк вступает в отношения с коммерческими банками, нефинансовыми фирмами и населением, покупая или продавая правительственные ценные бумаги.

Национальный банк способен увеличивать или уменьшать запасы в банковской системе и, т.о., оказывать влияние на предложение денег.

Предложение денег и спрос на них, в первую очередь, влияют на номинальную процентную ставку. Одновременно спрос на реальные инвестиционные товары - оснащение, сооружения - в целом определяется реальной процентной ставкой, равной номинальной кроме темпов инфляции.

Следовательно, возможно сделать важный вывод. К примеру, сокращение денежного предложения приведет к росту процентной ставки, что, в собственную очередь, вызовет сокращение инвестиций, а значит - совокупного спроса и ВВП. Однако в длительном периоде эффект процентной ставки иной. Сокращение денежного предложения приведет к понижению инфляции и, т.о., к замедлению роста номинального ВВП сравнительно реального. Это, в собственную очередь, приведет тоже к сокращению реальной процентной ставки, рост инвестиций и ВВП и, наконец, - к сокращению номинальной процентной ставки, т.к. она определяется темпом инфляции, который понизился. Однако требуется помнить, что это может оказаться возможным лишь после периода высокой процентной ставки.

Эффективная денежно-кредитная политика рассматривается как неотъемлемый компонент антиинфляционной политики посему, что ошибочное, необоснованное повышение денежного предложения вызывает инфляцию.

В Украине монетаристские методы, в первую очередь, применялись как антиинфляционный средство. Противодействием инфляции было, в первую очередь, отсрочка бюджетных выплат, что привело к небывалому росту задолженности бюджета и значительного обострения кризиса неплатежей.

В особенности негативно сказался на экономике Украины несогласованность м/у монетарной и финансовой политикой. Это в первую очередь проявилось в противоречивой и непоследовательной эмиссионной политике. Попытка НБУ проводить последовательную политику "дорогих" денег не дали ожидаемого экономического эффекта. В условиях глубокого структурного разбалансирования государственных финансов политика денежной стабилизации не могла быть действенной. Мировой опыт показывает, что твердый режим монетарной политики без осуществления решительной политики ограничения бюджетных расходов может остановить инфляцию только на короткое время.

Монетарные ограничения, не поддержанные мерами бюджетной рестрикции, обязательно ведут к кризису неплатежей, задолженности с выплатой зарплаты, пенсий и иных общественных расходов, что увеличивает необходимость в государственных заимствованиях или денежной эмиссии. Такая ситуация втягивает экономику в отрицательную спираль: твердая эмиссионная деструкция - платежный кризис - эмиссионные инъекции - новый существенный всплеск инфляции. Буквально по подобной схеме в Украине развивались события в 1993 - 1994 гг


Другие статьи по теме:

- Социально-экономическая категория "трудовой рынок"
- Пассивный доход в proeconomica
- Что такое договор публичной оферты
- КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОК
- Генезис меркантилизма

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):