Глобализация экономических процессов

Мировые деньги - главное звено международной валютной системы. Они являются логическим продолжением внутренних денег, высшей формой их функционального применения. Международную валютную систему составляют два главных денежные блоки: резервные национальные валюты и наднациональные валюты. Главная функция международной валютной системы - эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт между отдельными странами и создание благоприятных условий для развития международной системы производства и разделения труда.

На основе всестороннего развития валютно-кредитных отношений замкнутые экономические системы (как это было еще недавно в бывшем СССР) трансформируются в открытые, что приводит их взаимное сближение, интегрирование в глобальной экономике.

Глобализацией можно назвать процесс смещения в направлении создания более интегрированной и взаимосвязанной мировой экономики. Этот процесс имеет две основные составляющие: глобализацию рынков и глобализацию производства.

Глобализацией рынков называется процесс объединения исторически обособленных и отличающихся между собой национальных рынков в один большой рыночное пространство. Порой приходится слышать, что вкусы и предпочтения потребителей разных наций начинают изменяться в направлении определенной глобальной нормы и таким образом способствуют образованию глобального рынка. Всемирное признание таких потребительских товаров, как кредитные карты "Сiticorp", напитки "Соса Соlа", джинсы "Levi's", гамбургеры "МсDоnald's", часто приводят в качестве примеров, подтверждающих наличие этой тенденции. Продавая стандартизированные виды продукции во всем мире, эти компании помогают создавать глобальный рынок. Чтобы принять участие в формировании глобальных рынков и воспользоваться преимуществами от их глобализации, компания не обязательно должна равняться по масштабам упомянутым транснациональным гигантам.

На сегодняшний день большинство глобальных рынков не являются рынками потребительских товаров - в этой сфере национальные вкусы часто оказываются настолько различными, тормозящих процесс глобализации. В основном глобальными являются рынки товаров промышленного назначения и товаров для удовлетворения универсальных потребностей во всем мире. К этой группе относятся рынки алюминия, нефти, пшеницы, рынки товаров промышленного назначения, таких, как микропроцессоры, микросхемы компьютерной памяти, реактивные самолеты коммерческого назначения, рынки финансовых активив.У глобальном масштабе одни и те же фирмы часто являются конкурентами на рынках разных стран. Так, конкурируют между собой "Соса-Соlа" и "Рерsи", "Fоrd" и "Тоуоtа", "Воеиng" и "Аиrbus", "Nintendo" и "Segа". Как только одна из фирм выходит на рынок страны, куда еще не добрались ее конкуренты, последние сразу же спешат туда, чтобы не дать ей возможности воспользоваться преимуществами своего монопольного положения. Эти фирмы приносят с собой многочисленные активы, хорошо послужили им на других национальных рынках, в том числе свою продукцию, оперативные и маркетинговые стратегии, торговые марки и тому подобное. Таким образом национальные рынки в определенной степени становятся однородными. Различия между ними стираются. Поскольку конкуренты преследуют друг друга по всему миру, названные транснациональные корпорации становятся важной движущей силой для процесса конвергенции различных национальных рынков в единый, глобальный рынок, степень однородности которого постоянно растет. Вследствие этих процессов все в большем количестве отраслей, понятие национального рынка уменьшается. Нет смысла говорить о "немецкий", "американский", "бразильский" или "японский" рынки; для многих фирм существует лишь один глобальный рынок.


Другие статьи по теме:

- Методы реферирования
- Общие тенденции
- Отношения Украина-США при президентстве Джорджа Буша-старшего
- Образовательное и гуманитарное сотрудничество
- Современные теории глобалистики

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):